Страничка логопеда

     


     
    Рекомендации для родителей
    "Чтобы речь ребенка была правильной."

    Разработала: учитель -логопед Бахтина Анна Юрьевна





    Консультация для родителей на тему:

     

    "Если Ваш ребенок плохо разговаривает..."

     

    Разработала: учитель - логопед Бахтина Анна Юрьевна

     



     

    Вы хотите, чтобы Ваш ребенок говорил красиво?

    Учитель-логопед Осипова Е.А.


    Можно быть невероятно умным человеком, но при этом говорить так, что никто не поймёт, что ты хотел сказать

    Говорить красиво — вовсе не означает только лишь правильно выговаривать все буквы алфавита. Красивая речь это:

    - правильно построенные предложения;

    - хороший словарный запас;

    - умение использовать сравнения, слова-заменители, цитаты;

    - плавная речь, без запинок, повторов и слов-паразитов вроде "ну", «это вот», «типа» и т. д.;

    - умение правильно делать паузы между предложениями и внутри них;

    - умение менять интонацию, говорить тише или громче;

    - умение говорить эмоционально, чтобы «заражать» слушателей;

    - грамотное использование слов;

    - и, конечно, правильное произношение звуков.

    Умение говорить красиво — прекрасное качество, которое поможет ребёнку не только отвечать у доски, но и в будущем производить хорошее впечатление на собеседника, уметь владеть аудиторией, добиваться своих целей. Дети, которые выросли, но так и не научились говорить красиво, могут постоянно испытывать чувство неловкости, находясь среди людей.

    Плохая речь мешает общению, не даёт заводить новые знакомства, ограничивает возможности ребёнка в выборе профессии. Поэтому стоит обратить внимание на развитие речи как можно раньше. Когда можно начинать заниматься развитием речи? Сразу же после рождения. Когда родители поют ребенку колыбельные, разговаривают с ним, склоняясь к колыбельке, дают послушать красивую музыку — это и есть первые уроки развития речи.

    Что же нужно делать, чтобы ребёнок научился красиво говорить? Предлагаем ознакомиться с несколькими чёткими рекомендациями.

    Слушайте сказки

    Очень полезно слушать сказки вместе. Тогда их можно обсуждать, что тоже развивает речь.

    Сказки — это особый литературный мир, особый слог и стиль. И хотя сказки могут быть разными — народными и авторскими, в прозе или в стихах, — но в каждой из них есть чему поучиться, когда дело касается речи. Само построение предложений, необычные слова, красивые обороты и сравнения сделают речь вашего малыша ярче и богаче. Не стоит забывать и классику, читая детям современные сказки.

    В данном случае речь идёт о слушании аудиосказок. Именно такая форма работы отлично развивает речь ребёнка. Слушание связного текста, в котором есть множество красивых слов и оборотов, сравнений, гипербол, авторских слов, обогащает детскую речь, помогая в будущем строить красивые языковые конструкции.

    Развивайте мелкую моторику

    Занимайтесь вместе с малышом, чтобы занятия были интересными и эффективными.

    Мелкая моторика — не что иное, как работа мелких мышц руки. Детские пальчики, пока ещё очень непослушные, нуждаются в постоянной тренировке. Какая же связь мелкой моторики с речью? Об этом мы уже не раз говорили: центры мелкой моторики и центр речи находятся рядом в головном мозге человека, поэтому развитие одного из центров "подтягивает" и развитие другого. Не зря руку называют вторым органом речи. Развивать мелкую моторику можно с помощью множества приёмов. Лепка из пластилина или глины, солёного теста, рисование, конструирование, оригами, вышивка, аппликация, выкладывание крупами, собирание пазлов — все эти занятия способствуют развитию мелких мышц рук и пальчиков малыша. Спустя некоторое время после начала занятий результат не заставит себя ждать.

     Учите скороговорки и чистоговорки

    Выполнять эту инструкцию нужно вместе с малышом и подключить к вашей игре всю семью.

    Выучите их как можно больше и проговаривайте как можно чаще. Не зря будущие актёры и дикторы только этим и занимаются. Важно не научиться говорить быстро, а научиться говорить чётко. Можно найти скороговорки или чистоговорки на любой звук, произношение которого вызывает проблему у ребёнка. Есть малыши, которые упорно отказываются повторять скороговорки. Ну не нравится им это делать. Повторяйте сами, пусть ребёнок хотя бы слышит правильно произнесённые звуки. Устраивайте соревнование — кто лучше и чище скажет. Соревнуйтесь в скорости произнесения, подключите к этим весёлым занятиям всю семью, чтобы было интереснее. Отмечайте на специальном плакате выученные скороговорки и не забывайте хвалить ребёнка за новые успехи.

    Чистоговороки — это такие рифмовки-двустишия, в которых часто встречаются нужные "проблемные" звуки. Придумывать такие чистоговорки можно и самостоятельно, это ведь совсем не трудно.

    Ша-ша-ша, ша-ша-ша.

    Наша каша хороша.

    Ры-ры-ры, ры-ры-ры,

    Ох, и яркие шары.

    Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

    В доме новая метла.

    Щи-щи-щи, щи-щи-щи.

    Поскорей меня ищи.

    Га-га-га, га-га-га.

    Дайте Маше пирога.

    Жа-жа-жа, жа-жа-жа.

    Мы нашли в лесу ежа.

    Говорите дома правильно и красиво

    А этот пункт касается именно родителей.

    Кого ребёнок слышит чаще всего и, главное, кого он слушает внимательнее всего? Конечно же, тех, кто находится рядом, кто его окружает. Это его семья — мама и папа, дедушка и бабушка, братья и сёстры.

    Не стоит удивляться, если вы услышите из уст ребёнка то, что говорите сами. Ведь для малыша вы — самый главный пример для подражания.

    То же касается и правильности употребления слов.

    Если вы сами произносите слово неправильно, то будьте готовы к тому, что и ваш ребёнок будет говорить именно так.

    Слушайте ребёнка

    Совет для всех взрослых, кто принимает участие в воспитании.

    Для того чтобы ребёнок хотел говорить, рассказывать, пересказывать, у него должны быть хорошие слушатели. А кто же ещё может оказаться самым частым слушателем малыша, как не мама и папа, дедушка и бабушка?

    «А я и так слушаю» — возразит родитель. Но слушать можно совершенно по-разному. Например, отвернувшись от ребёнка и занимаясь своими делами. Или управляя автомобилем и поглядывая время от времени на малыша в зеркало заднего вида.

    А как же слушать правильно, так чтобы ребёнок почувствовал, что вы действительно относитесь серьёзно и внимательно к тому, что он вам говорит?

    Смотрите на ребёнка. Когда он говорит, вы не должны сидеть к нему спиной и в пол-оборота. Контакт глаз чрезвычайно важен не только для грудных детей, но он не менее важен и для каждого человека. Тогда становится понятно, что собеседник тебя слушает, заинтересован тем, что ты говоришь.

    Ваша поза должна выражать внимание, чуть склонённая на бок голова, время от времени можно кивать головой в знак того, что вы внимательно слушаете. Не стоит постукивать по столу, выражать нетерпение, крутиться, посматривать на дверь или часы, отвлекаться на телевизор или на что-то другое.

    Ваши комментарии также дают ребёнку понять, что вы проявляете интерес к его рассказу. Дождавшись окончания фразы, вы можете задавать наводящие вопросы, вставлять реплики, которые показывают, как именно вы относитесь к тому, что рассказывает малыш.

    После того как ребёнок закончит говорить, обязательно оцените то, что он вам рассказал. Ведь малышу очень важно именно ваше мнение.

    Поинтересуйтесь мнением ребёнка. Как он считает, что сам думает по поводу своего рассказа.

    Разговаривайте с ребёнком

    Совет для родителей, которые и в самом деле заинтересованы в результате.

    Эта необычная, на первый взгляд, рекомендация на самом деле является едва ли одним из самых эффективных способов научить ребёнка красиво говорить. Разговор малыша и взрослого — это всегда диалог. И в этом случае очень важно не столько говорить самому, сколько слушать малыша, задавая ему наводящие вопросы и давая возможность высказаться.

    — Как ты думаешь?..

    — Расскажи мне, пожалуйста...

    — А что ты заметил?..

    — Мне интересно твоё мнение...

    — О чём эта книга (фильм, мультфильм)?..

    — Чем тебе понравилось?..

     

    Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её делать?


     Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения. Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое. Понятно для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Очень важно для своевременного правильного становления речи в дошкольном возрасте тренировать и язык. Ведь язык-главная мышца органов речи, и для него как и для всякой мышцы гимнастика необходима. Он должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

    Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстро поставить правильное звукопроизношение. Дети 5-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившееся нарушение звукопроизношение. Желательно артикуляционную гимнастику выполнять перед зеркалом, т.к. ребёнку необходимо видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится язык в данный момент (за верхними или за нижними зубами).

    У нас, взрослых, артикуляция-автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Интересней всего артикуляционную гимнастику проводить в виде сказки.

    Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие - артикуляционные, позиции или упражнения, а потом собираем из них чистый (правильный) звук. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения. Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребёнку. Не всегда это легко и просто - уважайте труд ребёнка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание. Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребёнок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то не понятно.

    Сначала упражнения артикуляционной гимнастики выполняются перед зеркалом, а когда ребёнок научился делать нужные движения, зеркало убирают.


     
     Желаю успехов!

    В этом разделе: